Тема Раздел V: (май 2023 г.) Специальные вопросы III группа до и выше 1000 В
  • ТЕМА 1 Специальные вопросы для проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала организаций, осуществляющих эксплуатацию электроустановок потребителей с применением грузоподъемных кранов

    Какую группу по электробезопасности должны иметь водители, крановщики, машинисты, стропальщики, работающие в действующих электроустановках или в охранной зоне воздушной линии электропередачи?
  • 1
  • Группу не ниже I
  • 2
  • Группу не ниже II
  • 3
  • Группу не ниже III
  • 4
  • Группу не ниже IV
  • Коментарий

    ПОТ № 903н от 15 декабря 2020 г. ПОТ п.45.2. Водители, крановщики, машинисты, стропальщики, работающие в действующих электроустановках или в охранной зоне ВЛ, должны иметь группу II.

  • Как должен осуществляться проезд подъемных сооружений по территории открытого распределительного устройства?
  • 1
  • Под наблюдением одного из перечисленных работников
  • 2
  • Под наблюдением работника из числа оперативного персонала
  • 3
  • Под наблюдением работника, выдавшего наряд
  • 4
  • Под наблюдением ответственного руководителя
  • Коментарий

    ПОТ № 903н п.45.3. Проезд автомобилей, подъемных сооружений и механизмов по территории ОРУ и в охранной зоне ВЛ должен осуществляться под наблюдением одного из работников из числа оперативного персонала, работника, выдавшего наряд-допуск или ответственного руководителя, а в электроустановках напряжением до 1000 В - производителя работ, имеющего группу IV по электробезопасности, при выполнении строительно-монтажных работ в охранной зоне ВЛ - под наблюдением ответственного руководителя или производителя работ, имеющего группу III по электробезопасности.

  • Какие требования по передвижению подъемных сооружений по территории открытого распределительного устройства и под ВЛ указаны неверно?
  • 1
  • При проезде по ОРУ и под ВЛ подъемные и выдвижные части подъемных сооружений и механизмов должны находиться в транспортном положении
  • 2
  • На ОРУ скорость движения определяется местными условиями, но не должна превышать 20 км/ч
  • 3
  • Под ВЛ автомобили, грузоподъемные машины и механизмы должны проезжать в местах наименьшего провеса проводов
  • 4
  • Допускается в пределах рабочего места перемещение грузоподъемных машин по ровной местности с поднятым рабочим органом без груза и людей на подъемной или выдвижной части, если такое перемещение разрешается по заводской инструкции и при этом не требуется проезжать под неотключенными шинами и проводами ВЛ
  • Коментарий

    ПОТ № 903н п.45.4 При проезде по ОРУ и под ВЛ подъемные и выдвижные части подъемных сооружений и механизмов должны находиться в транспортном положении. Разрешается в пределах рабочего места перемещение подъемных сооружений по ровной местности с поднятым рабочим органом без груза и людей на подъемной или выдвижной части, если такое перемещение разрешается заводской инструкцией и при этом не требуется проезжать под шинами и проводами ВЛ, находящихся под напряжением.

    На ОРУ скорость движения подъемных сооружений и механизмов определяется местными условиями, но не должна превышать 10 км/ч.

    Под ВЛ автомобили, подъемных сооружений и механизмы должны проезжать в местах наименьшего провеса проводов (у опор).

  • Какие требования безопасности при производстве работ кранами указаны неверно?
  • 1
  • Сектор перемещения стрелы до начала работ должен быть ограничен шестами с флажками, а в ночное время - веревками со световозвращающими плакатами
  • 2
  • При всех работах в ОРУ и в пределах охранной зоны ВЛ без снятия напряжения механизмы и грузоподъемные машины должны заземляться
  • 3
  • Установка и работа грузоподъемных механизмов непосредственно под проводами ВЛ напряжением до 35 кВ включительно, находящимися под напряжением, не допускается
  • 4
  • При работах на угловых опорах не допускается устанавливать телескопическую вышку внутри угла, образованного проводами
  • Коментарий

    ПОТ № 903н от 15 декабря 2020 г. п.45.5. При установке крана на месте работы ответственным руководителем работ совместно с допускающим должен быть определен возможный сектор перемещения стрелы. Этот сектор до начала работ должен быть ограничен координатной защитой крана или шестами с флажками, а в ночное время - сигнальными огнями.

    45.6. Установка и работа грузоподъемных машин и механизмов непосредственно под проводами ВЛ напряжением до 35 кВ включительно, находящимися под напряжением, не допускается.

    Устанавливать грузоподъемную машину (механизм) на выносные опоры и переводить ее рабочий орган из транспортного положения в рабочее должен управляющий ею машинист. Не разрешается привлекать для этого других работников.

    45.7. При проезде, установке и работе автомобилей, грузоподъемных машин и механизмов расстояния от подъемных и выдвижных частей, стропов, грузозахватных приспособлений, грузов до токоведущих частей, находящихся под напряжением, должны быть не менее, указанных в таблице N 1.

    45.8. У телескопических вышек и гидроподъемников перед началом работы должны быть проверены в действии выдвижная и подъемная части, а у телескопических вышек, кроме того, подъемная часть должна быть установлена вертикально и зафиксирована в таком положении.

    45.9. Не допускается при работах на угловых опорах, связанных с заменой изоляторов, проводов или ремонтом арматуры, устанавливать телескопическую вышку (гидроподъемник) внутри угла, образованного проводами.

    45.10. При всех работах в ОРУ и в пределах охранной зоны ВЛ без снятия напряжения механизмы и грузоподъемные машины должны заземляться. Грузоподъемные машины на гусеничном ходу при их установке непосредственно на грунт заземлять не требуется.

  • При каких условиях разрешается применение металлических переносных лестниц в РУ напряжением 220 кВ?
  • 1
  • Для снятия наведенного потенциала с переносной лестницы к ней должна быть присоединена металлическая цепь, касающаяся земли
  • 2
  • Лестница должна переноситься в горизонтальном положении под непрерывным надзором производителя работ
  • 3
  • Лестница должна переноситься в горизонтальном положении двумя работниками, имеющими группу IV под надзором оперативного персонала
  • 4
  • Применение переносных металлических лестниц запрещено
  • Коментарий

    ПОТ № 903н от 15 декабря 2020 г. ПОТ п.45.15. Не допускается применение переносных металлических лестниц в РУ напряжением 220 кВ и ниже, а также в зданиях и сооружениях электроустановок, относящихся к помещениям с повышенной опасностью и особо опасным.

    45.16. В ОРУ напряжением 330 кВ и выше применение переносных металлических лестниц разрешается при соблюдении следующих условий:

    лестница должна переноситься в горизонтальном положении под непрерывным надзором производителя работ или работника, имеющего группу IV, из числа оперативного персонала;

    для снятия наведенного потенциала с переносной лестницы к ней должна быть присоединена металлическая цепь, касающаяся земли.

  • Какие меры необходимо предпринять машинисту в случае соприкосновения стрелы крана с токоведущими частями?
  • 1
  • Быстро разорвать возникший контакт и отвести подвижную часть от токоведущих частей на безопасное расстояние, предупредив окружающих работников о том, что механизм находится под напряжением
  • 2
  • Быстро покинуть кабину не касаясь металлоконструкций
  • 3
  • Предупредить окружающих работников о том, что механизм находится под напряжением
  • Коментарий

    ПОТ № 903н от 15 декабря 2020 г. ПОТ п.45.14. В случае соприкосновения стрелы крана или корзины (люльки) подъемного механизма с токоведущими частями, находящимися под напряжением, машинист должен принять меры к быстрейшему разрыву возникшего контакта и отведению подвижной части механизма от токоведущих частей на расстояние, не менее указанного в таблице N 1, предупредив окружающих работников о том, что механизм находится под напряжением.

  • Где должна быть предусмотрена возможность установки перемычки, закорачивающей между собой и заземляющей все фазы (полюсы), на период осмотра и ремонта самих троллеев или ремонта крана?
  • 1
  • На главных троллеях
  • 2
  • На каждой секции секционированных троллеев и на каждом их ремонтном участке
  • 3
  • На одной секции троллеев
  • 4
  • На одном ремонтном участке троллеев
  • Коментарий

    ПУЭ п. 5.4.20. На главных троллеях, а в случае их секционирования на каждой секции этих троллеев и на каждом их ремонтном участке должна быть предусмотрена возможность установки перемычки, закорачивающей между собой и заземляющей все фазы (полюсы) на период осмотра и ремонта самих троллеев или ремонта крана.

  • Какими должны быть минимальные расстояния от главных троллеев и троллеев крана до уровня пола цеха или земли при напряжении выше 660 В?
  • 1
  • 4 м
  • 2
  • 5 м
  • 3
  • 7 м
  • 4
  • 6 м
  • Коментарий

    ПУЭ п. 5.4.27. Расстояния от главных троллеев и троллеев крана до уровня пола цеха или земли должны быть не менее: при напряжении до 660 В - 3,5 м, а в проезжей части - 6 м; при напряжении выше 660 В - во всех случаях 7 м. Уменьшение указанных расстояний допускается при условии ограждения троллеев (см. 5.4.31-5.4.33).

    При гибких троллеях указанные расстояния должны быть обеспечены при наибольшей стреле провеса.

  • ТЕМА 2 Специальные вопросы для проверки знаний электротехнического персонала организаций, осуществляющих эксплуатацию оборудования кабельных линий электросетевого хозяйства потребителей

    Какая охранная зона устанавливается, при прохождении кабельных линий до 1 кВ, в городах под тротуарами?
  • 1
  • 0,3 м в сторону зданий сооружений и на 0,8 м в сторону проезжей части улицы
  • 2
  • 0,6 м в сторону зданий сооружений и на 1 м в сторону проезжей части улицы
  • 3
  • 1 м в сторону зданий сооружений и на 1,5 м в сторону проезжей части улицы
  • Коментарий

    ПУЭ п. 2.3.13. Над подземными кабельными линиями в соответствии с действующими правилами охраны электрических сетей должны устанавливаться охранные зоны в размере площадки над кабелями:

    для кабельных линий выше 1 кВ по 1 м с каждой стороны от крайних кабелей;

    для кабельных линий до 1 кВ по 1 м с каждой стороны от крайних кабелей, а при прохождении кабельных линий в городах под тротуарами - на 0,6 м в сторону зданий сооружений и на 1 м в сторону проезжей части улицы.

    Для подводных кабельных линий до и выше 1 кВ в соответствии с указанными правилами должна быть установлена охранная зона, определяемая параллельными прямыми на расстоянии 100 м от крайних кабелей.

    Охранные зоны кабельных линий используются с соблюдением требований правил охраны электрических сетей.

  • Какие кабели должны применяться для прокладки кабельных линий в кабельных блоках и трубах?
  • 1
  • Только кабели с ленточной броней
  • 2
  • Как правило, должны применяться кабели с резиновой изоляцией в поливинилхлоридной оболочке
  • 3
  • Как правило, должны применяться небронированные кабели в свинцовой усиленной оболочке
  • 4
  • Только кабели в алюминиевой оболочке
  • Коментарий

    ПУЭ п. 2.3.42. Для кабельных линий, прокладываемых в кабельных блоках и трубах, как правило, должны применяться небронированные кабели в свинцовой усиленной оболочке. На участках блоков и труб, а также ответвлений от них длиной до 50 м допускается прокладка бронированных кабелей в свинцовой или алюминиевой оболочке без наружного покрова из кабельной пряжи. Для кабельных линий, прокладываемых в трубах, допускается применение кабелей в пластмассовой или резиновой оболочке.

  • Какие кабели рекомендуется применять для кабельных линий, прокладываемых по железнодорожным мостам, а также по другим мостам с интенсивным движением транспорта?
  • 1
  • Бронированные кабели в алюминиевой оболочке
  • 2
  • Кабели с ленточной броней
  • 3
  • Кабели с резиновой изоляцией в пластмассовой оболочке
  • Коментарий

     ПУЭ п. 2.3.47. Для кабельных линий, прокладываемых по железнодорожным мостам, а также по другим мостам с интенсивным движением транспорта, рекомендуется применять бронированные кабели в алюминиевой оболочке.

  • Какое минимальное количество датчиков должно быть установлено на каждой секции кабельной маслонаполненной линии низкого давления?
  • 1
  • Один
  • 2
  • Два
  • 3
  • Не нормируется
  • Коментарий

    ПУЭ п. 2.3.61. На каждой секции кабельной маслонаполненной линии низкого давления должно быть установлено по крайней мере два датчика, на линии высокого давления - датчик на каждом подпитывающем агрегате. Аварийные сигналы должны передаваться на пункт с постоянным дежурством персонала. Система сигнализации давления масла должна иметь защиту от влияния электрических полей силовых кабельных линий.

     

  • Какое максимальное количество соединительных муфт для трехжильных кабелей 1-10 кВ сечениями 3х120 - 3х240 мм должно быть на 1 км вновь строящихся кабельных линий?
  • 1
  • 5 штук
  • 2
  • 6 штук
  • 3
  • 8 штук
  • Коментарий

    ПУЭ п. 2.3.70. Число соединительных муфт на 1 км вновь строящихся кабельных линий должно быть не более: для трехжильных кабелей 1-10 кВ сечением до 3х95 мм 4 шт.; для трехжильных кабелей 1-10 кВ сечениями 3х120 - 3х240 мм 5 шт.; для трехфазных кабелей 20-35 кВ 6 шт.; для одножильных кабелей 2 шт.

    Для кабельных линий 110-220 кВ число соединительных муфт определяется проектом.

    Использование маломерных отрезков кабелей для сооружения протяженных кабельных линий не допускается.

  • Какое покрытие для защиты от механических повреждений должны иметь кабели напряжением 35 кВ и выше, проложенные в земле?
  • 1
  • Покрытие из деревянных настилов толщиной не менее 50 мм
  • 2
  • Покрытие из железобетонных плит толщиной не менее 50 мм
  • 3
  • Покрытие из стальных листов толщиной не менее 5 мм
  • Коментарий

    ПУЭ п. 2.3.83. При прокладке кабельных линий непосредственно в земле кабели должны прокладываться в траншеях и иметь снизу подсыпку, а сверху засыпку слоем мелкой земли, не содержащей камней, строительного мусора и шлака.

    Кабели на всем протяжении должны быть защищены от механических повреждений путем покрытия при напряжении 35 кВ и выше железобетонными плитами толщиной не менее 50 мм; при напряжении ниже 35 кВ - плитами или глиняным обыкновенным кирпичом в один слой поперек трассы кабелей; при рытье траншеи землеройным механизмом с шириной фрезы менее 250 мм, а также для одного кабеля - вдоль трассы кабельной линии. Применение силикатного, а также глиняного пустотелого или дырчатого кирпича не допускается.

  • Каким должно быть расстояние по горизонтали в свету между маслонаполненными кабелями 110-220 кВ и другими кабелями при параллельной прокладке кабельных линий?
  • 1
  • Не менее 250 мм
  • 2
  • Не более 300 мм
  • 3
  • Не менее 500 мм
  • 4
  • Не нормируется
  • Коментарий

    ПУЭ п. 2.3.86. При параллельной прокладке кабельных линий расстояние по горизонтали в свету между кабелями должно быть не менее:

    1) 100 мм между силовыми кабелями до 10 кВ, а также между ними и контрольными кабелями;

    2) 250 мм между кабелями 20-35 кВ и между ними и другими кабелями;

    3) 500 мм* между кабелями, эксплуатируемыми различными организациями, а также между силовыми кабелями и кабелями связи;

    4) 500 мм между маслонаполненными кабелями 110-220 кВ и другими кабелями; при этом кабельные маслонаполненные линии низкого давления отделяются одна от другой и от других кабелей железобетонными плитами, поставленными на ребро; кроме того, следует производить расчет электромагнитного влияния на кабели связи.

    Допускается в случаях необходимости по согласованию между эксплуатирующими организациями с учетом местных условий уменьшение расстояний, указанных в п. 2 и 3, до 100 мм, а между силовыми кабелями до 10 кВ и кабелями связи, кроме кабелей с цепями, уплотненными высокочастотными системами телефонной связи, до 250 мм при условии защиты кабелей от повреждений, могущих возникнуть при КЗ в одном из кабелей (прокладка в трубах, установка несгораемых перегородок и т. п.).

  • ТЕМА 3 Специальные вопросы (эксплуатация электроустановок выше 6000 В)

    Кто может проводить ремонт оборудования высокочастотных установок, расположенных на воздушной линии электропередачи напряжением выше 1000 В?
  • 1
  • Два работника, один из которых должен иметь группу IV
  • 2
  • Два работника с группой IV
  • 3
  • Два работника с группой III и наблюдающий
  • Коментарий

    ПОТ № 903н от 15 декабря 2020 г. ПОТ п.41.41. Обслуживание, наладку и ремонт оборудования высокочастотных установок, расположенных в РУ или на ВЛ напряжением выше 1000 В, должны проводить не менее двух работников, один из которых должен иметь группу IV, с учетом того, что обесточенные шлейфы высокочастотных заградителей могут быть под наведенным напряжением.

    41.42. Разрешается работать на действующей аппаратуре со вскрытием панелей (блоков) одному работнику, имеющему группу III, с применением средств защиты.

    Перед началом работ необходимо проверить отсутствие напряжения на соединительной высокочастотной линии. Не допускается работать при напряжении выше 25 В.

  • Какую группу по электробезопасности должны иметь водители, крановщики, машинисты, стропальщики, работающие в действующих электроустановках или в охранной зоне воздушной линии электропередачи?
  • 1
  • Группу не ниже I
  • 2
  • Группу не ниже II
  • 3
  • Группу не ниже III
  • 4
  • Группу не ниже IV
  • Коментарий

    ПОТ № 903н от 15 декабря 2020 г. ПОТ п.45.2. Водители, крановщики, машинисты, стропальщики, работающие в действующих электроустановках или в охранной зоне ВЛ, должны иметь группу II.

  • При каких условиях разрешается применение металлических переносных лестниц в РУ напряжением 220 кВ?
  • 1
  • Для снятия наведенного потенциала с переносной лестницы к ней должна быть присоединена металлическая цепь, касающаяся земли
  • 2
  • Лестница должна переноситься в горизонтальном положении под непрерывным надзором производителя работ
  • 3
  • Лестница должна переноситься в горизонтальном положении двумя работниками, имеющими группу IV под надзором оперативного персонала
  • 4
  • Применение переносных металлических лестниц запрещено
  • Коментарий

    ПОТ № 903н от 15 декабря 2020 г. ПОТ п.45.15. Не допускается применение переносных металлических лестниц в РУ напряжением 220 кВ и ниже, а также в зданиях и сооружениях электроустановок, относящихся к помещениям с повышенной опасностью и особо опасным.

    45.16. В ОРУ напряжением 330 кВ и выше применение переносных металлических лестниц разрешается при соблюдении следующих условий:

    лестница должна переноситься в горизонтальном положении под непрерывным надзором производителя работ или работника, имеющего группу IV, из числа оперативного персонала;

    для снятия наведенного потенциала с переносной лестницы к ней должна быть присоединена металлическая цепь, касающаяся земли.

  • Какие меры необходимо предпринять машинисту в случае соприкосновения стрелы крана с токоведущими частями?
  • 1
  • Быстро разорвать возникший контакт и отвести подвижную часть от токоведущих частей на безопасное расстояние, предупредив окружающих работников о том, что механизм находится под напряжением
  • 2
  • Быстро покинуть кабину не касаясь металлоконструкций
  • 3
  • Предупредить окружающих работников о том, что механизм находится под напряжением
  • Коментарий

    ПОТ № 903н от 15 декабря 2020 г. ПОТ п.45.14. В случае соприкосновения стрелы крана или корзины (люльки) подъемного механизма с токоведущими частями, находящимися под напряжением, машинист должен принять меры к быстрейшему разрыву возникшего контакта и отведению подвижной части механизма от токоведущих частей на расстояние, не менее указанного в таблице N 1, предупредив окружающих работников о том, что механизм находится под напряжением.

  • ТЕМА 4.Специальные вопросы для проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала организаций, осуществляющих эксплуатацию электроустановок потребителей с применением электросварочного оборудования как основного оборудования

    В каких из перечисленных случаев не допускается применение экранирующих комплектов?
  • 1
  • Только при проведении электросварочных работ
  • 2
  • Только при работах, не исключающих возможности прикосновения к находящимся под напряжением до 1000 В токоведущим частям
  • 3
  • В любом из перечисленных случаев, а также при испытаниях оборудования
  • Коментарий

     ПОТ № 903н от 15 декабря 2020 г. ПОТ п.24.12. Не допускается применение экранирующих комплектов при работах, не исключающих возможности прикосновения к находящимся под напряжением до 1000 В токоведущим частям, а также при испытаниях оборудования (для работников, непосредственно проводящих испытания повышенным напряжением) и электросварочных работах.