Тема А.1. ( август 2021 г.) Основы промышленной безопасности
  • Какое определение соответствует понятию «авария», изложенному в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?
  • 1
  • Нарушение целостности или полное разрушение сооружений и технических устройств опасного производственного объекта при отсутствии взрыва либо выброса опасных веществ;
  • 2
  • Разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
  • 3
  • Контролируемое и (или) неконтролируемое горение, а также взрыв опасного производственного объекта;
  • 4
  • Отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса.
  • Коментарий

    № 116-ФЗ Статья 1 авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ

  • Что входит в понятие «инцидент» в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?
  • 1
  • Контролируемое и (или) неконтролируемое горение, а также взрыв опасного производственного объекта, не сопровождающиеся выбросом в окружающую среду опасных веществ;
  • 2
  • Отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса;
  • 3
  • Разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ, при которых нет пострадавших;
  • 4
  • Нарушение целостности или полное разрушение сооружений и технических устройств опасного производственного объекта при отсутствии взрыва либо выброса опасных веществ;
  • Коментарий

    № 116-ФЗ Статья 1. Основные понятия инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса.

  • На какие организации распространяются нормы Федерального закона от 21.07.1997№ 116 -ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?
  • 1
  • А) На все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
  • 2
  • Б) На все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов только на территории Российской Федерации.
  • 3
  • В) На государственные и негосударственные некоммерческие организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • 4
  • Г) На все коммерческие организации независимо от форм осуществления деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
  • Коментарий

    №116 ФЗ Аннотация Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

  • Что понимается под требованиями промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?
  • 1
  • Условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся только в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
  • 2
  • Условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, в нормативных правовых актах органов местного самоуправления;
  • 3
  • Условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ, других федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
  • Коментарий

    № 116-ФЗ Статья 3 п. 1. Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также  федеральных нормах и правилах  в области промышленной безопасности.

  • В каком нормативном правовом акте содержится перечень критериев, по которым производственный объект относится к категории опасных?
  • 1
  • В Конституции Российской Федерации;
  • 2
  • В Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
  • 3
  • В Федеральном конституционном законе от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
  • Коментарий

    № 116-ФЗ приложении 1 ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ      ( К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:  1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в  приложении 2  к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:

  • На какие классы опасности, в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества, подразделяются опасные производственные объекты?
  • 1
  • I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
  • 2
  • I класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности.
  • 3
  • I класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты умеренной опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты особой степени опасности.
  • Коментарий

    № 116-ФЗ Ст.2.п.3. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:

    I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

    II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;

    III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;

    IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.

  • Что понимается под обоснованием безопасности опасного производственного объекта?
  • 1
  • Это документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.
  • 2
  • Условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся только в федеральных законах, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность;
  • 3
  • Это проектная документация, обосновывающая соблюдение требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах
  • Коментарий

    № 116-ФЗ ст .1 обоснование безопасности опасного производственного объекта - документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;

  • В каком из перечисленных случаев требования промышленной безопасности к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта (ОПО) могут быть установлены в обосновании безопасности опасного производственного объекта?
  • 1
  • В случае если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены.
  • 2
  • В случае возникновения при эксплуатации опасного производственного объекта необходимости, обусловленной особенностями технологического процесса на производстве;
  • 3
  • При получении разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  • Коментарий

    № 116- ФЗ Ст. 3 п. 4. В случае, если при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта.

  • Какой экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» подлежит обоснование безопасности опасного производственного объекта?
  • 1
  • Экспертизе промышленной безопасности.
  • 2
  • Государственной экспертизе.
  • 3
  • Экологической экспертизе.
  • Коментарий

    № 116-ФЗ Ст.3 п. 4. Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности.

  • В течение какого времени организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, при внесении изменений в обоснование безопасности опасного производственного объекта должна направить их в Ростехнадзор?
  • 1
  • Немедленно;
  • 2
  • В течение 10 рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.
  • 3
  • В течение 10 дней со дня внесения изменений в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
  • Коментарий

    № 116-ФЗ Ст.3 п. 4. Обоснование безопасности опасного производственного объекта направляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре. Изменения, внесенные в обоснование безопасности опасного производственного объекта, направляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в течение десяти рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.

  • Уполномочены ли иные федеральные органы исполнительной власти помимо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществлять специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности?
  • 1
  • Да, если Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации им предоставлено такое право.
  • 2
  • Нет, это противоречит Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
  • 3
  • Да - в случаях делегирования таких полномочий Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  • Коментарий

    116-ФЗ Статья 5 2. Федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний:

    осуществляют на объектах (в организациях), подведомственных им, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности;

    согласовывают принимаемые ими нормативные правовые акты в области промышленной безопасности, а также координируют свою деятельность в указанной области с органом государственного регулирования промышленной безопасности.

    (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

  • Какое право не предоставлено должностным лицам Ростехнадзора при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности?
  • 1
  • Посещать организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, при наличии служебного удостоверения и копии приказа о проведении проверки.
  • 2
  • Выдавать лицензии на отдельные виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств.
  • 3
  • Давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников.
  • 4
  • Составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
  • 5
  • Направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
  • Коментарий

    Приказ Ростехнадзора от 03.07.2019 N 258  п. 1) запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от юридического лица, индивидуального предпринимателя информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

    2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора, его территориальных органов о назначении проверки посещать опасные производственные объекты и проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю; 

    4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений; 

    5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

    6) давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников;

  • В каком случае должностные лица Ростехнадзора вправе привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении требований промышленной безопасности?
  • 1
  • А) При осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
  • 2
  • Б) При осуществлении государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в Реестре опасных производственных объектов;
  • 3
  • В) При проведении предварительной проверки.
  • Коментарий

    Приказ Ростехнадзора от 03.07.2019 N 258  п. 3) выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

    5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

  • Какие виды экспертизы проектной документации проводятся в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации?
  • 1
  • Государственная экологическая экспертиза;
  • 2
  • Как государственная, так и негосударственная экспертиза по выбору застройщика или технического заказчика, за исключением случаев, когда проводится только государственная экспертиза.
  • 3
  • Экспертиза промышленной безопасности.
  • Коментарий

     N 190-ФЗ гл.6 Статья 49.   1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

  • Кто устанавливает порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий?
  • 1
  • Президент Российской Федерации;
  • 2
  • Правительство Российской Федерации.
  • 3
  • Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
  • Коментарий

    N 190-ФЗ гл.6 Статья 49 п. 11. Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе в случае внесения изменений в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания этой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  • В отношении каких из перечисленных объектов капитального строительства государственная экспертиза проектов не проводится?
  • 1
  • Объектов капитального строительства, в отношении которых не требуется получение разрешения на строительство.
  • 2
  • Указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;
  • 3
  • Объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов.
  • Коментарий

    N 190-ФЗ гл. 6  Статья 49. п 3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства.

  • Кто проводит государственную экспертизу проектной документации особо опасных и технически сложных объектов?
  • 1
  • Ростехнадзор;
  • 2
  • Юридические лица, аккредитованные на право проведения экспертизы соответствующего вида;
  • 3
  • Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства или подведомственное ему государственное (бюджетное или автономное) учреждение.
  • Коментарий

    N 190-ФЗ ст. 49 Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории

    4. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, Государственной корпорацией по атомной энергии " Росатом ".

  • 18 Кто проводит строительный контроль?
  • 1
  • А) Подрядчик и застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения либо организация, осуществляющая подготовку проектной документации и привлеченная техническим заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля.
  • 2
  • Б) Саморегулируемая организация.
  • 3
  • В) Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление строительного надзора.
  • 4
  • Г) Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального строительного надзора.
  • Коментарий

    N 190-ФЗ ст.53 п. 2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

  • При строительстве и реконструкции каких объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор?
  • 1
  • При строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является - модифицированной проектной документацией.
  • 2
  • Б) При строительстве любых объектов.
  • 3
  • В) Только при строительстве объектов, которые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации являются особо опасными, технически сложными или уникальными.
  • 4
  • Г) Только при строительстве объектов, общая площадь которых составляет более 1500 м2.
  • Коментарий

    N 190-ФЗ Статья 54. Государственный строительный надзор п.1. Государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 

    2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

  • Что не является предметом государственного строительного надзора?
  • 1
  • А) Наличие разрешения на строительство.
  • 2
  • Б) Выполнение работ по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
  • 3
  • В) Соответствие строительных материалов, применяемых в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, проектной документации.
  • 4
  • Г) Наличие декларации промышленной безопасности.
  • Коментарий

    N 190-ФЗ Статья 54. Государственный строительный надзор 

    3. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является соблюдение:

    1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса);

    (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

    2) требования наличия разрешения на строительство;

    (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

    3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса;

    4) требований, установленных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;

    5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами.

    4. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 настоящей статьи, является соблюдение:

    1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;

    2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.