Мобильная версия

Тема Б.2.9 (март 2021 г.) Магистральные трубопроводы для транспортировки жидкого аммиака
Билет № 1

  • 1-1. Какой документ, определяющий порядок организации надежного и безопасного ведения технологического процесса, разрабатывается для эксплуатации опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака?
  • 1
  • А) Технологический регламент на эксплуатацию.
  • 2
  • Б) Паспорт безопасности.
  • 3
  • В) Заключение экспертизы промышленной безопасности.
  • 4
  • Г) Экологический паспорт.
  • Комментарии
  • ФНП № 466 п. 69. Для ОПО МТТЖА разрабатываются технологический регламент на эксплуатацию, определяющий порядок организации надежного и безопасного ведения технологического процесса, который должен соответствовать проектным решениям, требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и о техническом регулировании.

  • 2-1. Наличие каких из указанных разделов технологического регламента магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака не предусмотрено Правилами безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака?
  • 1
  • А) Анализ опасности опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака.
  • 2
  • Б) Технические характеристики опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака, оборудования площадочных сооружений и свойства перекачиваемого продукта.
  • 3
  • В) Материальный баланс.
  • 4
  • Г) Паспортные характеристики технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака.
  • Комментарии
  • ФНП № 466 п. 70. Технологический регламент МТТЖА должен включать следующие разделы:

    технические характеристики ОПО МТТЖА, оборудования площадочных сооружений и свойства перекачиваемого продукта;

    технологические режимы процесса транспортирования аммиака и схемы;

    порядок контроля за герметичностью (целостностью) трубопроводов и оборудования ОПО МТТЖА;

    порядок обнаружения утечек;

    порядок контроля и управления технологическим процессом;

    материальный баланс;

    нормы расхода основных видов сырья, материалов и энергоресурсов;

    порядок приема, сдачи и учета перекачиваемого аммиака;

    принципиальные и технологические схемы линейной части ОПО МТТЖА и площадочных сооружений (графическая часть);

    сжатый продольный профиль линейной части ОПО МТТЖА (графическая часть);

    перечень и характеристика наиболее опасных участков;

    паспортные характеристики технических устройств, применяемых на ОПО МТТЖА;

    возможные инциденты в работе и способы их ликвидации;

    перечень обязательных технологических и производственных инструкций по обеспечению безопасного ведения технологического процесса, технического обслуживания, а также действий работников в аварийных ситуациях и при инцидентах;

    раздел о безопасной эксплуатации производства.

  • 3-1. Какие случаи пересмотра технологических регламентов указаны неверно?
  • 1
  • А) Изменение проектной документации.
  • 2
  • Б) Внесение изменений в документацию системы управления промышленной безопасностью.
  • 3
  • В) Изменение требований промышленной безопасности.
  • 4
  • Г) Изменение параметров технологического процесса.
  • Комментарии
  • ФНП № 466 п. 72. Технологический регламент должен быть разработан до ввода ОПО МТТЖА в эксплуатацию и пересматриваться в случае изменения проектной документации, требований промышленной безопасности, параметров ведения технологического процесса или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

  • 4-1. В какие сроки эксплуатирующая организация обязана пересматривать инструкции по рабочим местам?
  • 1
  • А) Один раз в три года.
  • 2
  • Б) Ежегодно.
  • 3
  • В) Один раз в пять лет.
  • 4
  • Г) Сроки регламентируются внутренними документами организации.
  • Комментарии
  •  ФНП № 466 п. 75. Инструкции по рабочим местам разрабатываются в соответствии с технологическим регламентом и пересматриваются один раз в пять лет, а также досрочно в случае внесения изменений в технологический регламент либо разработки нового, а также в соответствии с предписанием федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа об устранении нарушений обязательных требований.

  • 5-1. С какой периодичностью осуществляется проверка продольного профиля линейной части магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака?
  • 1
  • А) Один раз в год.
  • 2
  • Б) Один раз в два года.
  • 3
  • В) Один раз в три года.
  • 4
  • Г) При проведении плановых обследований в соответствии с проектной документацией/документацией.
  • Комментарии
  • ФНП № 466 п. 74. В центральном пункте управления должен находиться продольный профиль линейной части МТТЖА, оформленный в соответствии с исполнительной документацией, в котором указываются:

    Проверка продольного профиля должна производиться эксплуатирующей организацией при проведении плановых обследований в соответствии с проектной документацией/документацией.

  • 6-1. Кто утверждает оптимальные маршруты следования персонала и техники к объектам и участкам аммиакопровода, разрабатываемые в территориальных подразделениях?
  • 1
  • А) Руководитель подразделения.
  • 2
  • Б) Главный механик подразделения.
  • 3
  • В) Главный инженер подразделения.
  • 4
  • Г) Руководитель, ответственный за локализацию и ликвидацию аварии.
  • Комментарии
  •  ФНП № 466 п. 82. В территориальных подразделениях должны быть разработаны оптимальные маршруты следования персонала и техники к объектам и участкам ОПО МТТЖА, утверждаемые его руководителем.

  • 7-1. Кто утверждает паспорта линейного участка подводного и мостового переходов аммиакопровода?
  • 1
  • А) Технический руководитель территориального подразделения магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака.
  • 2
  • Б) Руководитель эксплуатирующей организации.
  • 3
  • В) Главный инженер эксплуатирующей организации.
  • 4
  • Г) Руководитель технологической службы (службы эксплуатации) управления.
  • Комментарии
  •  ФНП № 466 п. 85. Для линейных участков, подводных и мостовых переходов должны быть составлены и утверждены техническим руководителем территориального подразделения МТТЖА паспорта, а также инструкции, которыми следует руководствоваться при техническом обслуживании и ремонтах.

    В паспортах указываются сведения о разрешенных параметрах эксплуатации, перечень и технические характеристики элементов МТТЖА на данном участке (переходе, мосте), в том числе шаровые краны, обратные клапаны, количество ниток перехода, системы "труба в трубе", конструкция береговых устройств и мостов, а также инструкции, которыми следует руководствоваться при техническом обслуживании и ремонтах.

  • 8-1. Система дренажной защиты должна быть создана:
  • 1
  • А) На всех участках распространения блуждающих токов.
  • 2
  • Б) На всех заболоченных участках вдоль трассы аммиакопровода.
  • 3
  • В) На всех участках, где после половодья возможно скопление паводковых вод.
  • Комментарии
  •  ФНП № 466 п. 92. На всех участках распространения блуждающих токов и в местах пересечении МТТЖА с другими подземными сооружениями должна быть предусмотрена система дренажной защиты и система выравнивания их защитных потенциалов.

  • 9-1. Допускается ли остановка работы станций электрохимической защиты от коррозии магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака? Если да, то в каких целях и в каком порядке?
  • 1
  • А) Допускается для проведения ремонтов в порядке, установленном инструкциями.
  • 2
  • Б) Не допускается, система электрохимической защиты должна работать непрерывно.
  • 3
  • В) Допускается в порядке, установленном Правилами безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака.
  • 4
  • Г) Допускается по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора.
  • Комментарии
  •  ФНП № 466 п. 93. Система электрохимической защиты должна работать непрерывно. Допускается остановка работы станций электрохимической защиты для проведения ремонтов в соответствии с инструкциями, разработанными эксплуатирующей организацией на основании проектной документации/документации.

  • 10-1. Какие документы должны быть оформлены на установки системы электрохимической защиты?
  • 1
  • А) Инструкции.
  • 2
  • Б) Паспорта.
  • 3
  • В) Декларации соответствия.
  • Комментарии
  • ФНП № 466 п. 95. На установки системы электрохимической защиты должны быть оформлены паспорта на основании технической документации изготовителей и исполнительной документации монтажной организации.

  • 11-1. Какая минимальная длина труб и кабеля связи в аварийном запасе должна быть предусмотрена эксплуатирующей организацией?
  • 1
  • А) 0,1 % от протяженности трубопроводной части и кабеля.
  • 2
  • Б) 0,2 % от протяженности трубопроводной части и кабеля.
  • 3
  • В) 0,3 % от протяженности трубопроводной части и кабеля.
  • 4
  • Г) 0,5 % от протяженности трубопроводной части и кабеля.
  • Комментарии
  •  ФНП № 466 п. 99. Для проведения аварийных и ремонтных работ должен быть предусмотрен аварийный запас труб и кабеля. Длина труб и кабеля в аварийном запасе должна быть не менее 0,2% от протяженности трубопроводной части и кабеля и не снижаться в процессе эксплуатации более чем на 30% предусмотренного аварийного запаса. Места и порядок хранения аварийного запаса должны быть определены в эксплуатационной документации.

  • 12-1. Какой из перечисленных видов контроля, применяемого при техническом диагностировании линейной части магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака, указан неверно?
  • 1
  • А) Визуальный контроль.
  • 2
  • Б) Внешнее дефектоскопическое обследование с применением средств неразрушающего контроля.
  • 3
  • В) Внутритрубная дефектоскопия.
  • 4
  • Г) Оценка состояния изоляции.
  • Комментарии
  •  ФНП № 466 п. 104. При техническом диагностировании линейной части МТТЖА применяются следующие виды контроля:

    внешнее дефектоскопическое обследование с применением средств неразрушающего контроля;

    внутритрубная дефектоскопия;

    оценка состояния изоляции.

  • 13-1. Какое из указанных видов обследований площадочных сооружений опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака указано неверно?
  • 1
  • А) Полное техническое обследование в режиме выведения из эксплуатации.
  • 2
  • Б) Оценка фактического состояния строительных конструкций.
  • 3
  • В) Наружное обследование в режиме эксплуатации.
  • Комментарии
  •  ФНП № 466 п. 105. Оценка состояния оборудования площадочных сооружений ОПО МТТЖА должна включать:

    наружное обследование в режиме эксплуатации;

    полное техническое обследование в режиме выведения из эксплуатации.

  • 14-1. На сколько часов работы должно быть предусмотрено резервное питание центрального пункта управления в случае отключения от основного источника электропитания?
  • 1
  • А) На 2 часа.
  • 2
  • Б) На 3 часа.
  • 3
  • В) На 4 часа.
  • 4
  • Г) На 5 часов.
  • Комментарии
  •  ФНП № 466 п. 113. Емкость аккумуляторных батарей для питания электроприемников в случае отключения основного источника электроснабжения должна обеспечивать непрерывную работу систем телеконтроля, телеуправления и автоматики в течение не менее 4 часов и не менее двух срабатываний арматуры на постах секционирования.

  • 15-1. Каким требованиям должны соответствовать средства индивидуальной защиты персонала?
  • 1
  • А) Требованиям технического регламента «О безопасности средств индивидуальной защиты».
  • 2
  • Б) Требованиям трудового законодательства.
  • 3
  • В) Требованиям Правил безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака.
  • 4
  • Г) Требованиям, установленным службой производственного контроля организации.
  • Комментарии
  •  ФНП № 466 п. 116. Средства индивидуальной защиты персонала должны соответствовать требованиям технического регламента "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 878 (опубликован в издании Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/,

  • 16-1. На основании каких документов могут проводиться мероприятия по консервации и ликвидации опасного производственного объекта магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака?
  • 1
  • А) На основании документов, согласованных с Ростехнадзором.
  • 2
  • Б) На основании документации.
  • 3
  • В) На основании документации, на которую получено заключение экспертизы проектной документации.
  • Комментарии
  •  ФНП № 466 п. 121. Технические мероприятия по консервации и ликвидации ОПО МТТЖА осуществляют в соответствии с документацией после регистрации положительного заключения экспертизы промышленной безопасности на эту документацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

  • 17-1. Выполнение каких действий по выводу опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака из консервации и ввода в эксплуатацию не предусмотрены Правилами безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака?
  • 1
  • А) Получение разрешения Ростехнадзора.
  • 2
  • Б) Разработка рабочей программы мероприятий с указанием перечня работ, порядка и сроков их выполнения.
  • 3
  • В) Ревизия, проверка, опробование и испытание трубопроводов и оборудования.
  • 4
  • Г) Составление акта о вводе объекта в действие.
  • Комментарии
  •  ФНП № 466 п. 126. Для вывода ОПО МТТЖА из консервации и ввода их в эксплуатацию разрабатывают рабочую программу мероприятий с указанием перечня работ, порядка и сроков их выполнения.

    127. При выводе из консервации должны быть проведены ревизия, проверка, опробование и испытание трубопроводов и оборудования ОПО МТТЖА в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и нормативных технических документов.

    128. При выводе ОПО МТТЖА из консервации эксплуатирующая организация составляет акт о вводе объекта в действие с приложением перечня выполненных работ после пробной эксплуатации ОПО МТТЖА в течение 72 часов.

  • 18-1. На каком максимальном расстоянии от оси аммиакопровода расположены населенные пункты, жители которых должны быть ознакомлены с опасными свойствами аммиака и простейшими методами защиты от него?
  • 1
  • А) До 1 км.
  • 2
  • Б) До 2 км.
  • 3
  • В) До 2,5 км.
  • 4
  • Г) До 3,5 км.
  • Комментарии
  •  ФНП № 466 п. 145. Эксплуатирующая организация должна обеспечить ознакомление жителей населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 2,5 км от МТТЖА, с опасными свойствами аммиака, простейшими методами защиты от него и порядком направления информации от населения о замеченных утечках аммиака или о присутствии его в воздухе.

  • 19-1. Для реализации каких механизмов правового регулирования не предусмотрена необходимость проведения анализа опасностей технологических процессов и анализ риска аварий?
  • 1
  • А) Риск-менеджмента.
  • 2
  • Б) Производственного контроля.
  • 3
  • В) Обоснования безопасности.
  • 4
  • Г) Декларирования промышленной безопасности.
  • Комментарии
  •  ФНП № 466 п. 150. Анализ опасностей технологических процессов и анализ риска аварий на ОПО МТТЖА являются частью декларирования промышленной безопасности, обоснования безопасности, риск-менеджмента и системы управления промышленной безопасностью ОПО МТТЖА.

  • 20-1. Что не учитывается при проведении количественного анализа риска?
  • 1
  • А) Квалификация производственного персонала.
  • 2
  • Б) Давление в трубопроводе.
  • 3
  • В) Метеоусловия.
  • 4
  • Г) Параметры истечения аммиака.
  • 5
  • Д) Рельеф местности.
  • Комментарии
  •  ФНП № 466 п. 151. При проведении количественного анализа риска учитываются:

    свойства транспортируемого продукта;

    возможные отклонения технологических параметров от регламентных значений;

    конструктивно-технологические меры безопасности;

    возможные проявления внутренней и внешней коррозии;

    показатели механической безопасности (устойчивости к нагрузкам и воздействиям), надежности ОПО МТТЖА и технических устройств, применяемых на ОПО МТТЖА;

    внешние природные воздействия (землетрясения, оползни, состояние грунта, иные гидрометеорологические, сейсмические и геологические опасности);

    внешние антропогенные воздействия (в том числе от соседних объектов, пересечений с транспортными путями);

    воздействия возможных экологических последствий при строительстве, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ОПО МТТЖА;

    поражающие факторы аварий (выброс опасных веществ, разрушение технических устройств, сооружений, токсическое поражение, разлет осколков, загрязнение окружающей среды), а также возможности нарушения плодородного почвенного слоя, растительного покрова при локализации аварий и ликвидации их последствий;

    влияния последствий аварий и инцидентов на ОПО МТТЖА на соседние производственные объекты, населенные пункты.

    Пример определения размера зон токсического поражения в зависимости от величины разрыва трубопровода и времени экспозиции для линейной части ОПО МТТЖА приведен в приложении N 2 к Правилам.