1. На какие виды перевозок опасных грузов автомобильным транспортом распространяются требования Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ)?
ДОПОГ2019 г. Предисловие. Территориальная применимость.
ДОПОГ применяется к перевозкам, осуществляемым через территорию по крайней мере двух из
вышеперечисленных Договаривающихся сторон. Кроме того, следует отметить, что в интересах
обеспечения единообразия и свободной торговли в рамках Европейского союза (ЕС) приложения А и В
к ДОПОГ были также приняты государствами – членами ЕС в качестве основы для регулирования
автомобильной перевозки опасных грузов в пределах их территорий и между ними
(директива 2008/68/ЕС Европейского парламента и Совета от 24 сентября 2008 года о перевозке
опасных грузов внутренним транспортом с внесенными в нее поправками). Приложения А и В к
ДОПОГ были также приняты рядом стран, не являющихся членами ЕС, в качестве основы их
внутригосударственного законодательства
Постановление N 272 п. 3. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
ДОПОГ Статья 5 Перевозки, в отношении которых применяется настоящее Соглашение, продолжают быть предметом внутригосударственных или международных предписаний, касающихся в целом дорожного движения, международных дорожных перевозок или международной торговли.
ДОПОГ гл. 1.1.3 Изъятия п.1.1.3.1 Изъятия, связанные с характером транспортной операции
Положения ДОПОГ не применяются:
a) к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной
продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга
или спорта при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки
содержимого в нормальных условиях перевозки. Когда такими грузами являются
легковоспламеняющиеся жидкости, перевозимые в сосудах многоразового
использования, наполненных частным лицом или для частного лица, то общее
количество не должно превышать 60 литров на один сосуд и 240 литров на одну
транспортную единицу. Опасные грузы, помещенные в КСМ, крупногабаритную тару
или цистерны, не считаются упакованными для розничной продажи;
b) (Исключен)
c) перевозкам, осуществляемым предприятиями в дополнение к их основной деятельности,
таким как доставка грузов на строительные и инженерно-технические объекты или
обратные рейсы от таких объектов, или в связи с работами по замерам, ремонту и
обслуживанию, в количествах не более 450 литров на единицу тары, включая
контейнеры средней грузоподъемности для массовых грузов (КСМ) и крупногабаритную
тару, и без превышения максимальных количеств, указанных в подразделе 1.1.3.6.
Должны быть приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в
нормальных условиях перевозки. Эти изъятия не применяются к классу 7.
Это изъятие не распространяется на перевозки, осуществляемые такими предприятиями
для собственного снабжения либо для внешнего или внутреннего распределения;
d) перевозкам, осуществляемым компетентными органами для проведения аварийноспасательных
работ или под их надзором, в той мере, в какой они необходимы для
проведения аварийно-спасательных работ, в частности к перевозкам, осуществляемым:
– автомобилями техпомощи, перевозящими потерпевшие аварию или неисправные
транспортные средства, содержащие опасные грузы; или
– с целью локализации и сбора опасных грузов в случае инцидента или аварии и
перемещения их в ближайшее подходящее безопасное место;
1.2.1 Определения «О»
ПРИМЕЧАНИЕ: В этом разделе содержатся все общие или специальные определения.
Для целей ДОПОГ: "Отходы" означают вещества, растворы, смеси или изделия, которые не предназначены для непосредственного использования, но которые перевозятся с целью их переработки, захоронения, уничтожения путем сжигания или удаления другими способами.
ДОПОГ п. 1.1.3.2 Изъятия, связанные с перевозкой газов
Положения ДОПОГ не применяются к перевозке:
a. газов, содержащихся в топливных баках транспортного средства, осуществляющего транспортную операцию, и предназначенных для обеспечения тяги или для функционирования любого оборудования транспортного средства (например, холодильного);
b. исключен
c. газов, относящихся к группам А и О (согласно подразделу 2.2.2.1), если давление газа в сосуде или цистерне при температуре 20°С не превышает 200 кПа (2 бар) и если газ не является сжиженным либо охлажденным сжиженным газом. Сюда включаются любые виды сосудов и цистерн, например являющиеся частью машин и приборов;
d. газов, содержащихся в оборудовании, используемом для эксплуатации транспортного средства (например, в огнетушителях), включая запасные части (например, накачанные шины); это изъятие применяется также в отношении накачанных шин, перевозимых в качестве груза;
e. газов, содержащихся в специальном оборудовании транспортных средств и необходимых для функционирования этого специального оборудования во время перевозки (системы охлаждения, садки для рыбы, обогреватели и т. д.), а также в запасных емкостях для такого оборудования или неочищенных порожних сменных емкостях, перевозимых в одной и той же транспортной единице;
f. газов, содержащихся в пищевых продуктах или напитках
ДОПОГ п. 1.2.1. "Номер организации Объединенных Наций" (номер ООН) означает четырехзначный идентификационный номер вещества или изделия, взятый из типовых правил ООН.
РД 15-73-94 Приложение 1
Серийный номер ООН - порядковый номер наиболее часто перевозимых опасных грузов, присвоенный Комитетом экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов.
ДОПОГ п. 1.4.1.2 Если создается прямая угроза для общественной безопасности, участники перевозки
должны незамедлительно уведомить об этом аварийно-спасательные службы и предоставить информацию, которая необходима этим службам для принятия соответствующих мер.
ДОПОГ п. 1.2.1 Определения «О» "Опасные грузы" означают вещества и изделия, которые не допускаются к перевозке согласно ДОПОГ или допускаются к ней только с соблюдением предписанных в ДОПОГ условий.
ДОПОГ п.1.3.1 Сфера охвата и применимость
1.3.1 Сфера охвата и применимость
Лица, нанятые участниками перевозки, упомянутыми в главе 1.4, обязанности которых связаны
с перевозкой опасных грузов, должны быть подготовлены в области требований,
регулирующих перевозку таких грузов, соразмерно их обязанностям и функциям. Прежде чем
приступать к выполнению своих обязанностей, работники должны быть подготовлены в
соответствии с разделом 1.3.2 и, если требуемая подготовка еще не была пройдена, должны
выполнять свои функции только под непосредственным контролем лица, прошедшего
подготовку. Эта подготовка должна также охватывать специальные требования к обеспечению
безопасности перевозки опасных грузов, изложенные в главе 1.10.
ПРИМЕЧАНИЕ 1: В отношении подготовки консультанта по вопросам безопасности
см. вместо настоящего раздела раздел 1.8.3.
ПРИМЕЧАНИЕ 2: В отношении подготовки экипажа транспортного средства см. вместо
настоящего раздела главу 8.2.
ПРИМЕЧАНИЕ 3: В отношении подготовки работников по классу 7 см. также 1.7.2.5.
1.3.2 Характер подготовки
В зависимости от функций и обязанностей соответствующих лиц подготовка должна
проводиться в нижеследующих формах.
1.3.2.1 Общее ознакомление
Работники должны ознакомиться с общими требованиями положений, касающихся перевозки
опасных грузов.
Приказ № 781 п.1.5. ПЛА разрабатывается в целях:
планирования действий персонала ОПО и специализированных служб на различных уровнях развития ситуаций;
определения готовности организации к локализации и ликвидации аварий на ОПО;
выявления достаточности принятых мер по предупреждению аварий на объекте;
разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
Приказ № 781 п.1.7. Предлагается разрабатывать ПЛА со следующей структурой:
титульный лист (рекомендуемый образец оформления титульного листа плана локализации и
ликвидации аварий приведен в Приложении N 3 к настоящим Рекомендациям);
оглавление;
ПЛА уровня "А";
ПЛА уровня "Б";
приложения в составе:
схема оповещения об аварии;
список оповещения работников ОПО, их подразделений и сторонних организаций, которые немедленно
извещаются диспетчером организации об аварии (оформляется в виде таблицы, рекомендуемый образец
которой приведен в Приложении N 4 к настоящим Рекомендациям);
инструкция по безопасной остановке технологического процесса;
действия ответственного руководителя и работников ОПО по локализации и ликвидации аварий и их
последствий;
список инструмента, материалов, приспособлений и средств индивидуальной защиты (оформляется в
виде таблицы, рекомендуемый образец которой приведен в Приложении N 5 к настоящим Рекомендациям);
порядок изучения ПЛА и организация учебных занятий;
расчетно-пояснительная записка к ПЛА, которая оформляется в виде отдельной книги.
Приказ № 781 п.1.10. ПЛА пересматривается и переутверждается не реже чем один раз в 5 лет, а также после аварии по результатам технического расследования причин аварии.
В случае изменений в производственных технологиях, аппаратурном оформлении, метрологическом обеспечении и в автоматизированной системе управления технологическими процессами не позднее одного месяца в ПЛА вносятся соответствующие изменения.